Артикул: 1053518

Раздел:Гуманитарные дисциплины (8989 шт.) >
  Языки (265 шт.) >
  Русский (76 шт.)

Название или условие:
Контрольная работа № 4 по современному русскому литературному языку (синтаксис простого предложения)

Описание:
Материал контрольной работы
1. Дорога становилась влажно-мягкой и потому холодила ногу (В. Белов). 2. Кавказ с самолета – каменные судороги земли (Ф. Абрамов). 3. Без беды друга не узнаешь (Послов.). 4. Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне (С. Есенин). 5. В гостиной было тихо, так тихо, что явственно слышалось, как стучал по потолку залетевший со двора слепень (А. Чехов). 6. Но, сохраняя с прошлым связь, теперь живу я много проще: к другим терпимей становясь, к себе взыскательней и строже (К. Ваншенкин). 7. И к прелести ночного костра, и к горьковатому запаху дыма, треску сучьев и пушистому белому пеплу присоединяется ещё и знание завтрашней погоды (К. Паустовский). 8. Пускай ударит в грудь природы очистительная сила! (Н. Заболоцкий). 9. Поздно вечером он вернулся в поселок и пошел к новому, в три окошка домику, где на двери под лампочкой была вывеска «Поликлиника» (К. Станюкович). 10. Упустила лисица поживу и пошла прочь не солоно хлебавши (А.Н. Толстой). 11. Ма-алчать! Советовать мне ещё будешь! – закричал Гранатуров (Ю. Бондарев). 12. Вот и последние скалы. До вершины рукой подать (Г. Федосеев). 13. О, возраст осени! Он мне дороже юности и лета (С. Есенин). 14. Ветры, ветры, о юные ветры! Заметите мою прошлую жизнь (С. Есенин). 15. Впервые за весь свой путь он почувствовал, что не может уже больше пошевелить ни ногой, ни рукой, ни двигаться, ни защищаться (Б. Полевой). 16. Земля под солнцем лежала одряхлевшая, усталая (Г. Федосеев). 17. Повертел винтовку в руках, как дубинку, поворчал (В. Васильев). 18. В университет вступил я – должно отдать должное моей родительнице – довольно хорошо подготовленный (И. Тургенев). 19. Привязал Джима ремнем к столу. Сидит. За пять шагов никого не подпускает (В. Быков). 20. – Однако, расторопный вы народ, танкисты, - сказал Серпилин (К. Симонов). 21. Наверное, так и полагается весне являться каждый год (В. Харитонов).

Задание 1. Выпишите из предложенного материала пять непредикативных словосочетаний, различающихся грамматическим значением, синтаксической связью, характером главного компонента.
Отметив стержневое слово и вопрос к зависимому компоненту, охарактеризуйте каждое словосочетание по схеме, указывая:
I. Начальную форму;
II. Семантико-синтаксические отношения: атрибутивные, объектные, комплетивные, обстоятельственные (временные, пространственные, причинные, целевые и т.д.); случаи синкретичных отношений (объектно-атрибутивных, обстоятельственно-атрибутивных и т.д.)
III. Структуру: 1) простое или сложное, образование сложного; 2) тип по главному слову: именное, глагольное, адвербиальное; 3) схема; 4) тип синтаксической связи и её характеристика: согласование (полное/неполное); управление (тип по главному слову, по наличию или отсутствию предлога. По степени зависимости компонентов (сильное/слабое), падеж зависимого слова; примыкание, морфологическая природа зависимого слова; 5) формальное средство связи (флексия зависимого слова, предлог, смысл, неизменяемость формы); 6) порядок слов; 7) тип по спаянности компонентов (синтаксически свободное/несвободное).

Задание 2. Выпишите и охарактеризуйте четыре-пять сочетаний слов, не являющихся подчинительными словосочетаниями.

Задание 3. Выпишите два простых предложения (или частей сложного предложения), различающихся структурными или семантическими признаками.
I. Выделите грамматическую основу предложения.
II. Проведите синтаксический анализ простого предложения, указав тип, в основе которого:
а) обязательные структурные признаки:
- характер членимости / нечленимости;
- состав главных членов (двусоставное/односоставное; разновидность односоставного);
-наличие второстепенных членов (распространенное /нераспространенное);
- наличие структурно-обязательных членов (полное/неполное, разновидность неполного);
-наличие/отсутствие осложняющих элементов (однородные и обособленные члены предложения; обращение, вводные и вставные конструкции);
б) обязательные семантические признаки:
- цель высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);
-эмоциональная окраска (восклицательное, невосклицательное);
в) грамматическая семантика:
-характер предикативности (модальность, синтаксическое время);
- характер предикативных отношений (утвердительное/отрицательное).
III. Охарактеризуйте грамматическую основу предложения:
- подлежащее, способ его выражения (морфологизированное/неморфологизированное); для подлежащего, выраженного словосочетанием, указать частеречную принадлежность компонентов и их форму;
- сказуемое, тип сказуемого по числу составляющих его компонентов и по морфологическому способу выражения части, несущей основное вещественное значение: простое глагольное сказуемое (ПГС), осложненные формы; составное глагольное сказуемое (СГС), составное именное сказуемое (СИС), смешанное сказуемое, характер и способ выражения связки в составных и смешанных, способ выражения основного компонента);
-характер грамматической связи между главными членами предложения (координация, соположение, тяготение).
Проведите анализ второстепенных членов, входящих в группу подлежащего и в группу сказуемого: выделите сочетание слов, в которое входит член предложения, назовите вопрос члену предложения, охарактеризуйте тип по связи с другими членами предложения (присловный /приосновный):
- дополнение, тип дополнения по слову, от которого зависит (приименное, приглагольное, принаречное); прямое или косвенное, по способу выражения (морфологизированное/неморфологизированное), чем выражено;
- определение; разновидность по типу связи (согласованное/несогласованное) по способу выражения (морфологизированное/неморфологизированное), чем выражено;
- приложение, чем выражено, к какому слову относится, в каких формах согласуется с определяемым словом;
- обстоятельство, разряд по значению (образа и способа действия, сравнения, времени, причины, цели и т.п.), по способу выражения (морфологизированное/неморфологизированное), чем выражено;
- детерминант, тип по значению (обстоятельственный, объектный, субъектный), доказательство отнесения данной словоформы к детерминанту (не входит в состав подчинительных словосочетаний, может относиться к разным структурным типам предложения, позиция и др.).
IV.Проведите пунктуационный анализ, указав:
-характеристику знака препинания по его употреблению (одиночный, повторяющийся, парный) и по функции (разделительный/разделяет, выделительный /выделяет);
- условия постановки знака препинания/правило.

Задание 4. Выпишите четыре предложения (включая части сложного предложения) со сказуемыми разных типов. Анализируя сказуемое, определите грамматическое значение (модальность, синтаксическое время) и морфологическое выражение главного члена предложения. В составном глагольном сказуемом (СГС) определите не только форму вспомогательного глагола, но и его значение (начало продолжение, конец действия; желание, намерение, возможность совершить действие и т.п.). При анализе составного именного сказуемого (СИС) укажите вид связки (отвлеченная, полуотвлеченная, знаменательная; нулевая) и ее форму (наклонение, время и т.п.). Определите способ выражения именной части сказуемого. Отметьте и опишите простые осложненные сказуемые.

Задание 5. Выпишите все односоставные предложения (включая части сложного предложения), выделив в каждом грамматический центр. Докажите принадлежность предложения к определенному типу, описав подробно способ выражения главного члена и семантический признак. Два предложения разберите (см. задание 3, п.II).
Выделите конструкции (если есть в предложенном материале), по форме совпадающие с номинативными предложениями (именительный представления, именительный наименования, именительный в роли сказуемого и т.д.).

Задание 6. Выпишите неполные предложения (включая части сложного предложения), определите незанятую синтаксическую позицию, укажите разновидность неполного предложения.

Задание 7. Выпишите два-три предложения (часть сложного предложения) с однородными членами предложения. Определите их синтаксическую функцию и охарактеризуйте средства связи (значение союзов, характер интонации, роль обобщающего слова и т.п.). Отметьте случаи выражения однородных членов предложения разными частями речи и случаи распространения однородных членов.
Объясните пунктуацию.
Выпишите единицы (если есть в предложенном материале), которые не являются однородными, и охарактеризуйте их.

Задание 8. Выпишите четыре простых предложения (частей сложного предложения), осложненных обособленными членами разного типа, графически выделите их и расставьте недостающие знаки препинания.
Определите синтаксическую функцию обособленных членов предложения, средства их выражения, степень распространенности, наличие дополнительных значений, характер интонации. В каждом случае четко сформулируйте условия обособления.
Проведите пунктуационный анализ

Задание 9. Выпишите простое предложение (часть сложного предложения), осложненное обращением, выделяя его при необходимости соответствующими знаками препинания. Определите значение обращения, степень распространенности, морфологические средства выражения.
Объясните знаки препинания.
Найдите синтаксические конструкции, сходные с обращениями по форме (именительный представления, вокативные предложения, неполные предложения). Письменно сформулируйте отличие подобных конструкций от обращений.

Задание 10. Выпишите одно предложение (часть сложного предложения), осложненного вводной конструкцией. Охарактеризуйте функционально-семантическую группу, структуру (слово, словосочетание, предложение), морфологический способ выражения. Проведите пунктуационный анализ.
Выпишите одно предложение (часть сложного предложения), осложненного вставной конструкцией. Укажите значение элемента и форму выражения. Объясните знаки препинания при вставной конструкции.

Всего 13 страниц в WORD

Процесс покупки очень прост и состоит всего из пары действий:
1. После нажатия кнопки «Купить» вы перейдете на сайт платежной системы, где можете выбрать наиболее удобный для вас способ оплаты (банковские карты, электронные деньги, с баланса мобильного телефона, через банкоматы, терминалы, в салонах сотовой связи и множество других способов)
2. После успешной оплаты нажмите ссылку «Вернуться в магазин» и вы снова окажетесь на странице описания задачи, где вместо зеленой кнопки «Купить» будет синяя кнопка «Скачать»
3. Если вы оплатили, но по каким-то причинам не смогли скачать заказ (например, случайно закрылось окно), то просто сообщите нам на почту или в чате артикул задачи, способ и время оплаты и мы отправим вам файл.
Условия доставки:
Получение файла осуществляется самостоятельно по ссылке, которая генерируется после оплаты. В случае технических сбоев или ошибок мозно обратиться к администраторам в чате или на электронную почту и файл будет вам отправлен.
Условия отказа от заказа:
Отказаться возможно в случае несоответсвия поулченного файла его описанию на странице заказа.
Возврат денежных средств осуществляется администраторами сайта по заявке в чате или на электронной почте в течении суток.

Похожие задания:

Творческое задание по агональной коммуникации: Составьте риторический диалог на тему «начальник – подчиненный»Тест к лекции: Предпосылки агональной коммуникации
Тест к лекции: Типология красноречия.
Реферат на тему: "Русская языковая картина мира и православное сознание"
( 6 страниц Word)
Выполните задание: проанализируйте фрагмент публицистического текста, выбранный вами самостоятельно из периодических изданий, используя следующую схему
1. определите жанр предложенного текста (передовые статьи, очерки, фильетоны, репортажи, интервью).
2. определите основные стилевые черты (Образность, выразительность, авторская позиция, экспрессивность, индивидуальность, оценочность).
3. перечислите языковые особенности данного текста, сопровождая их примерами (наличие устоявшихся речевых оборотов, ключевых слов, диалогической речи, оценочных слов, экспрессивных элементов
Выполните задание: проанализируйте научный текст, используя следующую схему:
1.определите жанр предложенного текста (научная монография, научная статья, диссертационная работа, реферат, доклад, лекция, спецификация, справочник, инструкция).
2.определите основные стилевые черты (точность, абстрактность, отвлеченно-обобщенность, образность, эмоциональность, логичность, объективность, однородность).
3.перечислите языковые особенности данного текста, сопровождая их примерами (наличие терминов, принятых сокращений, использование элементов разных стилей).
Найдите и исправьте ошибки (грамматические, лексические, орфографические и другие) в указанных предложениях или фрагментах текста. Суть ошибки и исправление объясните (письменно).
Как можно исправлять: менять форму слова; удалять лишнее слово; добавлять нужное по смыслу слово; заменять одно слово другим; изменять структуру предложения.
(Контрольная работа по русскому языку)
Контрольная работа по русскому языкуТестовое задание № 3
Выполните задание: воспользовавшись материалом лекции, проанализируйте отрывок художественного текста по схеме:
1.определите жанр предложенного текста.
2.определите основные стилевые черты.
3.перечислите языковые особенности данного текста, сопровождая их примерами.
Реферат на тему: "Риторика как научная дисциплина и учебный предмет"
(3 страницы Word)